

Российский рынок мобильной связи изменится 1 июня. В дополнение к печально известному своду законов Озерова-Яровой, этим летом вступят в силу поправки к Федеральному закону о федерации. Новые правила предполагают отключение абонентов, которые не идентифицированы оператором, то есть не предоставляют правильные паспортные данные при подключении. Закон распространяется как на новые, так и на существующие соединения. Другими словами, новые правила затрагивают все SIM-карты, зарегистрированные в стране. Операторы в целом готовы к внедрению этих изменений. Никто не хочет терять большое количество подписчиков.
Проблема несертификации документации на SIM-карты существует не только в России. Ведущие мировые рынки ведут агрессивную борьбу с картами Sim Gray.
Жесткие требования Европы
В Германии, Франции и Бельгии правила обязательной демонстрации паспорта или удостоверения личности при покупке предоплаченных SIM-карт стали обязательными после терактов 2015-2016 годов. В то время многие страны ужесточили свои законы, чтобы лучше выявлять потенциальных террористов.
В частности, Германия, крупнейший рынок мобильной связи в Европейском Союзе, внесла поправки в области, соответствующие ее Закону о связи. Новые правила направлены на устранение возможности установления связи между потенциально опасными преступниками или террористами. В контексте инноваций эксплуатирующим организациям был дан один год на адаптацию к новым правилам. Обновленные правила вступили в силу 1 июня 2017 года. Все SIM-карты, продаваемые по счетам предоплаты, могут быть приобретены или активированы только при наличии документа, подтверждающего личность абонента. Для регистрации холдинговое учреждение требует указать немецкие имя, фамилию и домашний адрес. Туристам достаточно предоставить координаты отеля.
Функция независимого подключения не так удобна и проста, как в России. Официальные пункты эксплуатации в Германии, как и в большинстве европейских стран, в основном сосредоточены на обслуживании и продаже оборудования существующим абонентам. Более того, по сравнению с Россией, их мало даже в крупных городах.
Небольшие киоски и автозаправочные станции являются важными каналами продаж немецких предоплаченных счетов. Эти ритейлеры не всегда готовы принять новые функции SIM-карт, но они не намерены отказываться от продаж в этом секторе. Для них закон предусматривает возможность саморегистрации, которую можно пройти в почтовых отделениях.
В Германии также существует инновационный, на первый взгляд, метод видеоидентификации. В Германии он уже несколько лет используется для открытия банковских счетов и подписания страховых полисов. Новому абоненту достаточно иметь подключение к Интернету и смартфон с камерой. Сотрудник специализированной компании или специального почтового подразделения проверяет предъявленное владельцем удостоверение личности и сравнивает фотографии во время видеозвонка. В случае успеха процесс регистрации займет 5-8 минут, и SIM-карта будет готова к использованию.
Германия имеет высокую долю предоплаченных подключений на основных европейских рынках (45%), что отличает ее от других стран ЕС. Усложнение процесса регистрации новых SIM-карт влияет на скорость подключения новых абонентов. С момента принятия закона 1 июня до конца 2017 года количество абонентов предоплаченной связи сократилось на 9-10%. Важно отметить, что все изменения в законе касались именно продажи новых SIM-карт и не затрагивали существующие подключения.
Во Франции активация обычной SIM-карты, приобретенной в розничной сети телекоммуникаций, может занять до двух дней. В то же время, большинство тарифов являются контрактными (предоплаченными) и доступны только абонентам, имеющим банковский счет во Франции. Таким образом, проблема идентификации пользователя уже частично решена.
Это делает очень сложным для иностранцев приобретение предоплаченной SIM-карты во Франции. В России одним из основных каналов распространения серых SIM-карт являются частные продавцы у станций метро, в то время как во Франции и многих других европейских странах это, как правило, небольшие магазины или магазины, принадлежащие иммигрантам. Они часто продают и активируют SIM-карты без предъявления документов и выступают в качестве основного канала продаж для многих виртуальных операторов, также известных как MVNO. Это операторы, не имеющие собственных вышек. Они используют инфраструктуру более крупных компаний. Как правило, MVNO не строго следуют за своими дистрибьюторами и предлагают тарифы предоплаты, которые намного выгоднее, чем у основных операторов.
На российском рынке MVNO фактически полностью доминируют базовые операторы (дочерние предприятия крупных компаний или их партнерские проекты). Это положительно влияет на контроль регистрации SIM-карт, и в результате серые продажи в России сосредоточены в узкоспециализированном сегменте MVNO, в основном для мигрантов.
В Бельгии террористические атаки в Брюсселе весной 2016 года привели к ужесточению контроля. К концу 2016 года правительство обязало операторов связи идентифицировать всех предоплаченных клиентов в течение шести месяцев. Абонентам было предложено самим активно участвовать в этом процессе, который ничем не отличается от того, который Россия должна будет внедрить следующим летом, когда личность будет проверяться в точке продажи оператором связи или партнером. Для проверки достаточно общепризнанного документа. Операторы связи также могут идентифицировать существующих абонентов с помощью электронной подписи на основе их бельгийской идентификации и PIN-кода, который необходимо ввести в мобильное приложение оператора.


В период с января по июнь 2017 года бельгийские операторы проверили 85% абонентов предоплаченных SIM-карт. Всего на 1 июня 2017 года в стране было зарегистрировано около 2,5 млн таких SIM-карт. Остальные 400 000 непроверенных соединений были отключены и заблокированы. Не все операторы удовлетворены новыми правилами сертификации. Две бельгийские MVNO, Simyo Belgium и Aldi Talk, решили полностью уйти с рынка из-за трудностей с массовой аутентификацией.
На бельгийском рынке около 75-80% подключений приходится на предоплаченные контракты, при этом операторы концентрируют свои рекламные и маркетинговые усилия на абонентах, которые выбирают эти тарифные планы. Российский рынок также характеризуется обратным соотношением предоплаченных и платных SIM-карт, кроме того, на нем более чем в 25 раз больше SIM-карт.
В каких странах не нужны документы
Меры по идентификации и проверке личности являются частью борьбы с потенциальными террористами в странах, пострадавших от террористических атак, однако другие страны ЕС еще не ввели обязательную регистрацию. Предоплаченные SIM-карты можно приобрести, активировать и использовать без документов в более чем 10 европейских странах.
Это рынки Восточной Европы и стран Балтии, а также Скандинавии, Португалии и многих других стран. Основными причинами, по которым государства не принимают обязательную регистрацию, являются отсутствие непосредственных доказательств действенности этой меры, а также дополнительные расходы и сложность организации процесса.
На североамериканском рынке (США и Канада) SIM-карты или комплекты (предоплаченные телефоны) можно приобрести свободно, без предоставления документов. С 2010 года законодатели США обсуждают обязательную регистрацию предоплаченных SIM-карт (S.3427 — Prepaid Mobile Device Identification Act), но соглашение не достигнуто, и SIM-карты продаются свободно.
Пример Китая
Китай, крупнейший в мире рынок мобильных телефонов, ввел обязательную регистрацию SIM-карт в 2010 году. Абоненты были сильно расстроены тем, что для подключения к мобильной сети им приходилось регистрироваться и подавать документы. Конфиденциальность как возможный элемент наблюдения за гражданами.
В то время в Китае не было законов, контролирующих конфиденциальность персональных данных. Общая ответственность за хранение персональных данных лежит на операторе мобильной связи. Официальным обоснованием послужило растущее использование незарегистрированных SIM-карт для рассылки спама и разного рода мошенничества.
Идентификация происходила на разных этапах. По оценкам операторов и местных регулирующих органов, после вступления закона в силу контролю и регистрации будут подлежать более 300 миллионов SIM-карт, что на 15% больше, чем общее количество SIM-карт в России. Операторы провели большую работу по информированию абонентов и усилению партнерского контроля. Процесс идентификации длился более семи лет и достиг своей финальной стадии в 2017 году. Однако проверка данных, полученных пользователем, остается проблемой на китайском рынке. Дистрибьюторы SIM-карт.
Самые продвинутые страны
На некоторых развивающихся рынках принят очень тщательный подход к определению и внедрению биометрической идентификации абонентов. В этих странах при проверке документов используются отпечатки пальцев или сканирование лица. Такие методы проверки абонентов применяются на рынках Пакистана, Таиланда и Саудовской Аравии.
Основной причиной введения таких строгих мер была борьба с терроризмом. Эти проекты также поощряют и расширяют использование услуг электронного правительства. Например, в Пакистане все личные данные жителей хранятся в Nadra, независимой службе при Министерстве внутренних дел. Эта организация хранит и управляет данными всех жителей Пакистана и выдает электронные удостоверения личности. К этой базе данных обращаются операторы при проверке биометрических данных (особенно отпечатков пальцев) новых покупателей SIM-карт.
В 2014 году процесс проверки всех SIM-карт, выпущенных в стране, был завершен всего за пять месяцев. За это время было проверено 135 миллионов абонентов и 27 миллионов отключено. Во многом именно электронный идентификатор, имеющийся у каждого абонента — ключ к услугам электронного правительства — позволил так быстро провести столь масштабный процесс. В то же время в Пакистане была проведена масштабная кампания по предупреждению граждан с ключевым сообщением: «Перерегистрируйтесь или ваша SIM-карта будет отключена». После проверки операторы смогли больше узнать о своих клиентах и предложить новые услуги, например, финансовые.
Ключевым элементом в Пакистане является активное и эффективное сотрудничество всех заинтересованных сторон, особенно правительства и операторов связи. В России использование государственных систем для идентификации граждан предусмотрено в рамках законодательства, которое будет введено с 1 июня. Это, прежде всего, ЕСИА (Портал государственных услуг) и Межведомственная электронная интерактивная система (МЭИС). Хотя фактическая реализация этой инициативы пока сталкивается с некоторыми техническими проблемами, сам портал Gosuslugi становится все более популярным среди населения страны, число активных пользователей которого уже превысило 65 миллионов.

